Cлужба доставки покупок изинтернет-магазинов BoxBerry предупредила своих клиентов онеобходимости предоставлять скан паспорта всообщении от5 января (сейчас сообщение удалено изархива новостей сайта). «С01.01.2017 года длятаможенного оформления посылок физических лиц из-заграницы необходимо предоставить скан-копию (фотографию) вашего паспорта: главной страницы истраницы спропиской/документа регистрации»,— говорилось всообщении. Фотографию нужно было загрузить вличный кабинет пользователя насайте BoxBerry «так быстро, какэто возможно». Связаться спредставителем компании поканеудалось.
Среди крупных интернет-площадок BoxBerry сотрудничает самериканским магазином iHerb, которыйторгует витаминами, добавками идругими товарами дляздоровья. При оформлении заказа насайте iHerb появляется предупреждение, чтовсвязисновыми правилами оформления товаров дляличного пользования, введенными Федеральной таможенной службой (ФТС) России с1 января 2017 года «задержка вдоставке заказов может составить дополнительные две-три недели». «Из-за требований российского законодательстватаможня илислужба доставки может связаться с вами потелефону илиэлектронной почте изапросить ваши паспортные данные»,— говорится впредупреждении iHerb.Представитель ФТС несмог оперативно ответить навопросыРБК.Как сообщало ТАСС 6 января, китайская интернет-площадка AliExpress временно приостановила экспресс-доставку товаров вРоссию полиниироссийской логистической компании SPSR из-запроблем срастаможиванием награнице. Позже втотжедень агентство сообщило, чтоэкспресс-доставку вРоссию приостановил ианглийский мультибрендовый магазин одежды Asos. Как иAliExpress, он работает сSPSR. Последнюю вкачествеосновного партнера вРоссииуказывают идругие крупные интернет-площадки мира: Macys, Amazon, eBay иJD.com.Представитель SPSR поканеответил навопросыРБК. Однако всообщении насайте компании говорится, чтос2 января 2017 года привыпуске стаможни зарубежных посылок «в индивидуальном порядке такжезапрашиваются копии паспортов получателей набумажных носителях». Чтобы получить доставку вобъявленные сроки, SPSR предлагает покупателям предоставить копию паспорта операторам своего контактного центра илиждать звонка специалистов компании.
Заместитель гендиректора оператора таможенных платежей «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко сообщил, что, поих данным, с1 январядействительноувеличился объем информации, которую ФТС запрашивает притаможенном оформлении экспресс-посылок. Если раньше было достаточно скана первой страницы паспорта получателя посылки, тотеперь требуются такжестраницы спропиской. «Более жесткие требования кобъему информации могут быть связаны сприменением дополнительных профилей риска притаможенном оформлении, анесизменением каких-то имеющихся правил,— рассуждает Чешко.— Экспресс-перевозчики вынуждены связываться скаждым получателем посылки изапрашивать дополнительные документы, чторезко увеличивает время таможенного оформления посылок иих доставки». По его словам, компания наблюдает снижение объема экспресс-посылок, оформляемых черезих систему. «Но это может быть связано какс«затишьем» напериод январских праздников, так иснаблюдающимся ужесточением вчасти таможенного оформления экспресс-посылок»,— отметил представитель «Мультисервисной платежной системы».
В AliExpress неответили навопросыРБК. Представитель eBay отказался откомментариев. Связаться сдругими крупными зарубежными интернет-магазинами неудалось. По словам Алексея Семкина, администрирующего несколько китайских магазинов наAliExpress, российская таможня начала задерживать посылки нес1 января, аеще с двадцатых чисел декабря. «Службой доставки SPSR отправлялись грузы большинству моих клиентов изРоссии, которые заказывают товары весом более 2кг. Покупатель невыбирает, чемотправлять, обычно длянего «доставка бесплатная», поэтому способ выбирает продавец, какправило, ориентируясь настоимость. У SPSR нет деления наэкспресс-истандартнуюдоставку. Сейчас китайцы дали инструкции отозвать посылки впути иотправить другими способами, чтомы исделали»,— рассказал Семкин. Он уточнил, чтоинтернет-магазин наAliExpress требует отпокупателя толькоФИО иадрес, аличные данные запрашивает уже SPSR. «Не все покупатели реагируют наэто требование SPSR, поэтому операторы обзванивают клиентов иуточняют данные»,— отметил Семкин.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров рад ужесточению таможенных правил длязарубежных посылок. Представители АКИТ неоднократно указывали нато, чтороссийские интернет-магазины находятся вхудших условиях посравнениюсзарубежными конкурентами. «Наконец-то российская таможня сделала правильные действия, которые направлены нато, чтобыпонять, ктожеявляется получателем посылок. До сих пор мы вРоссии имели колоссальный поток посылок безовсяких опознавательных знаков ипонимания, ккому они приходят. Даже тот барьер в€1тыс.(на такую сумму вмесяц покупатель может приобрести товары взарубежном интернет-магазине безуплаты пошлины. —РБК), которыйгосударство завело напути офшорной торговли, неработал, потомучтотаможня немогла определить, кто изграждан сколькопосылок получил»,— сказал ФедоровРБК. В тожевремя он отметил, чтопока мера затрагивает толькотех перевозчиков, «которые были максимально честными, прозрачными ипонятными длягосударства»: компании, которые ранее были отобраны дляучастия втаможенном эксперименте длябыстрого оформления посылок. Основной поток нерегистрируемых посылок, пословам Федорова, доставляется «Почтой России».
По мнению Федорова, количество посылок свведением новых правил никак неизменится. «Покупатели зарубежных интернет-магазинов сейчас простооказались неготовы кпредоставлению паспортных данных. Через несколько недель ситуация наладится, ивсе привыкнут играть поновым прозрачным правилам игры»,— считаетон.
Представитель «Почты России» заявилРБК, чтодляпокупателей магазинов, официальным партнером которых является предприятие, приусловии доставки заказа черезнего илиEMS Russian Post (филиал «Почты России», оказывает услуги экспресс-доставки) правила оформления идоставки неизменились. По ним покупатель должен предъявлять оригинал паспорта один раз—вмомент получения посылки. Как пояснил представитель предприятия, дляпочтового оператора икоммерческой доставки действуют различные правила, нодетали он уточнять нестал.